Как остановиться, если хочется купить все?
Современный мир диктует нам постоянное стремление к новому: обновление гаджетов, мода на сезонные вещи, постоянные распродажи на маркетплейсах. Мы покупаем не потому, что нам действительно нужно, а потому что бесконечные покупки стали нормой. Вместе с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры экспериментальной и прикладной психологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, практикующим психологом, блогером Татьяной Гижук разбирались, как остановиться, если хочется купить все?
Нерадостные приключения покупателя
По мнению специалиста, обычное потребительство может перерасти в шопоголизм – навязчивую потребность покупать новые вещи, даже если в них нет реальной необходимости. В таком случае покупки совершаются исключительно ради сиюминутной радости. Но вскоре эти эмоции сменяются чувством вины, стыда и самоедства за расточительство.
– Для многих людей шопинг – это практически единственный способ получить позитивные эмоции. И часто неконтролируемое желание покупать новые вещи указывает на нехватку других, более качественных и глубоких позитивных впечатлений в реальной жизни. Покупка новой вещи на короткое время создает иллюзию счастья, но это чувство быстро исчезает, оставляя после себя лишь чувство вины, – объясняет Татьяна Гижук.
Некоторые люди стараются повысить свою самооценку через обладание дорогими брендовыми вещами. Они верят, что новые вещи сделают их более успешными или привлекательными.
Кроме того, наше поведение во многом формирует реклама и социальные сети. Маркетологи создают иллюзию, что приобретение определенных товаров сделает нас счастливее, успешнее или популярнее. Нам внушают, что мы покупаем не просто красивую сумочку, а восхищенные взгляды и неотразимость. В связи с этим возникает ощущение, что счастье можно купить. лента в Instagram заставляет поверить в то, что у других «идеальная» жизнь, из-за чего мы можем чувствовать собственную неполноценность.
– Мы живем в обществе, где носить бренды круто, а наличие iPhone придает человеку статус в глазах окружающих. В связи с этим люди могут покупать вещи, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих или доказать свою значимость, – отмечает Татьяна Гижук.
Работаем над самооценкой
Решение проблемы начинается с осознания зависимости.
– Проанализируйте свои покупки: что вы чувствуете до, во время и после шопинга? Что лежит в основе вашего желания покупать новые вещи? Какие эмоции вы пытаетесь заглушить? Вместо того, чтобы «замыливать» негативные эмоции покупками, попробуйте справиться с ними, прожить их. Важно объективно оценивать собственную жизнь, смотреть в глаза своим проблемам и находить пути их разрешения, – рекомендует психолог.
Помимо этого, следует находить альтернативные источники радости: творчество, спорт, прогулки, чтение. Если же в основе шопоголизма низкая самооценка, то важно работать над ее повышением.
– Попробуйте сосредоточиться на своих сильных сторонах и достижениях, которые находятся вне зависимости от того, что на вас надето, – считает эксперт.
Холодный расчет
Существуют и практические советы по борьбе с шопоголизмом. Перед походом в магазин специалист рекомендует составлять четкий список того, что вам действительно нужно, брать паузу между желанием что-то купить и самой покупкой, например, добавлять в корзину вещь на маркетплейсе и давать себе время подумать, насколько она реально необходима. Также важно очертить сумму, которую вы можете потратить за месяц, и стараться не выходить за эти рамки.
Учить детей удерживаться от импульсивных покупок можно с самых ранних лет.
– Детские истерики в магазине – это нормально, ведь ребенку пока неизвестны социальные нормы и ограничения мира взрослых. Чтобы избежать конфликтов, я использую метод «список подарков/wish list», – делится личным опытом Татьяна Гижук. – Когда моя дочь просит купить что-то в магазине, мы фотографируем данную вещь. Перед ближайшим праздником выбираем, что из этого купим ей в подарок мы, а что купят бабушки/дедушки. Как правило, 90% из сфотографированного к этому моменту становится ненужным. И уже в 4 года Яна спокойно предлагала сама сфотографировать то, что ей понравилось, вместо того, чтобы требовать купить прямо сейчас. Такой подход помогает не только избежать истерик в моменте, но и заложить основы финансовой грамотности.