В преддверии Всемирного Дня Охраны Труда


История Всемирного дня охраны труда начинается с 1989 года, когда профсоюзами и работниками был проведён «День памяти погибших работников» в США и Канаде в память о тех, кто пострадал или погиб на рабочем месте. Десять лет спустя более чем в 100 государствах планеты проводятся акции и мероприятия, направленные на привлечение внимания людей и чиновников к различным проблемам, связанным с охраной труда.

Под нынешним названием ВДОТ впервые отмечался в 2003 году по инициативе Международной организации труда. МОТ, официально учредив этот день, преследовала цель привлечь внимание к масштабам проблемы. По данным МОТ, на рабочем месте ежедневно в мире погибает 5—6 тысяч человек, причём ежегодно эта цифра увеличивается приблизительно на 10 %. Нередки случаи, когда эти жертвы связаны с желанием работодателя сэкономить расходы по производству за счёт частичного или полного игнорирования сводов и правил техники безопасности.

МОТ никогда не признавала удобного для нанимателей утверждения, что несчастные случаи на производстве и профзаболевания это «неотъемлемая часть работы».

Право на труд, справедливое вознаграждение за него, а также на здоровые и безопасные условия труда относятся к основополагающим правам граждан, гарантированным Конституцией Республики Беларусь.

В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности, как нанимателей (работодателей), так и работников (работающих). Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты и технические правовые акты.

Основные направления государственной политики в области охраны труда определены в статье 5 Закона Республики Беларусь «Об охране труда». К ним относятся:

  • приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;
  • ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;
  • комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;
  • внедрение систем управления охраной труда;
  • социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;
  • установление единых требований по охране труда для всех работодателей;
  • использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;
  • взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов, работодателей по вопросам охраны труда;
  • сотрудничество между работодателями и работающими;
  • использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.