
С сентября в Беларуси вступили в силу новые правила, которые изменили порядок регистрации и использования СПМ. Согласно Указу Президента № 295, средства персональной мобильности с максимальной скоростью до 25 км/ч приравниваются к велосипедам. Они не требуют регистрации, и их владельцы могут свободно передвигаться, соблюдая правила для велосипедистов. Однако устройства, способные развивать скорость свыше 25 км/ч, теперь подлежат обязательной регистрации в ГАИ. Для этого необходимо пройти оценку соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза № 018/2011, подтверждающего безопасность и технические характеристики. То есть устройство должно быть идентифицировано как колесное транспортное средство категории L.
«В Минске на прошлой неделе уже зарегистрированы первые средства персональной мобильности, которые после проведения специальной проверки в сертифицированной лаборатории и получения электронного паспорта транспортного средства прошли регистрацию как мопеды. Эту работу Госавтоинспекция будет продолжать совместно с заинтересованными госорганами», – сообщил Денис Ливанович.
Упрощенный порядок регистрации уже купленных гражданами средств персональной мобильности действует до 1 сентября 2026 года. Скорость движения – основной критерий по классификации СПМ: при скорости свыше 25 км/ч (до 50 км/ч) они регистрируются как мопеды, более 50 км/ч – как мотоциклы.
Основные нововведения ПДД касаются ограничения скорости движения, обязательного спешивания на переходах (за исключением некоторых случаев), запрета движения СПМ массой более 35 кг по тротуарам, а также необходимости наличия световых приборов и одежды повышенной видимости в темное время суток.
Говоря о случаях, когда спешиваться не нужно, Денис Ливанович пояснил, что речь идет о передвижении по выделенной велодорожке вдоль проезжей части и пересечении ее в границах перекрестка по регулируемому велопереезду, где движение велосипедистов регулируется специальным светофором. Дополнительно по согласованию с МВД в столице применяются специальные таблички, которые устанавливаются на регулируемых пешеходных переходах.
Денис Ливанович отметил, что в Минске продолжат развивать велодвижение и экологически чистые виды транспорта. Обязательным условием на объектах строительства, реконструкции является обустройство велодорожек. Поэтапная работа проводится не первый год. Протяженность сети скоро приблизится к 400 км. Информацию об участках, где есть необходимость в такой инфраструктуре, предоставляют сами граждане. Минчан просят давать обратную связь, чтобы составлять планы на перспективу с учетом реальной потребности.
«Продолжим практику обустройства велодорожек в том числе вдоль проезжей части улиц, где она является избыточной и неиспользуемой как для хранения, стоянки авто, так и для движения, чтобы это было эффективно, планомерно, логично и понятно для всех пользователей этого вида транспорта», – рассказал заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома.
По информации БЕЛТА
Источник: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2025/september/90134/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь