
Согласно Концепции инженерное образование представляет собой комплексный процесс обучения, направленный на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для проектирования, разработки, внедрения, эксплуатации технических и инженерных систем, и по итогам которого выпускникам присваивается квалификация «Инженер».
Документом определены роль и место образования, которое обеспечит подготовку инженерных кадров качественно нового уровня, технологическую безопасность государства, предусмотрены меры по научному, кадровому, нормативному, организационному и материально-техническому обеспечению инженерного образования в соответствии с международными обязательствами Беларуси.
Установлено, что развитие инженерного образования будет способствовать:
- повышению престижа инженерных профессий;
- совершенствованию законодательной базы, обеспечивающей стимулирование и создание благоприятных условий для активного участия организаций – заказчиков кадров в реализации образовательного процесса;
- развитию инфраструктуры комплексной научной, учебной и практической деятельности обучающихся;
- совершенствованию системы планирования и оптимизация структуры подготовки специалистов;
- обеспечению гибкости и вариативности образовательных программ, форм и методов организации учебного процесса, развитию сетевой формы взаимодействия.
К основным направлениям развития системы инженерного образования отнесены:
- модернизация образовательной среды (ориентация на повышение качества подготовки инженерных кадров, в том числе по перспективным инженерным специальностям, повышение эффективности работы филиалов кафедр учреждений высшего образования на базе предприятий, усиление ответственности организаций – заказчиков кадров при формировании содержания образования и др.);
- совершенствование содержания образования и образовательных технологий (обучение по новым, востребованным производством специальностям на основе предложений организаций – заказчиков кадров, проектирование образовательных стандартов нового поколения, устанавливающих гибкие сроки и формы обучения, персонализацию образовательного процесса, увеличение общей продолжительности практики, обязательное включение подготовки по профессиям рабочих и др.);
- повышение эффективности преподавательской деятельности (широкое участие организаций – заказчиков кадров в образовательном процессе, активное привлечение специалистов высокотехнологичных предприятий, ведущих ученых Национальной академии наук Беларуси и иных научных организаций и т.д.);
- популяризация профессии инженерно-технического работника (повышение эффективности ранней профориентационной работы, повышение эффективности работы профильных инженерных классов и учреждения образования «Национальный детский технопарк», развитие ученического и студенческого стартап-движения, поддержка технико-технологических предпринимательских инициатив студентов и преподавателей и др.).
Республиканским органам госуправления и иным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям поручено обеспечить реализацию Концепции. Функции по координации работы по ее реализации возложены на Министерство образования.
Постановление вступило в силу 15 мая 2025 г.
Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2025/maj/88774/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь