«Капут Гитлер» детской рукой, дневник партизана, часть ребра Алексея Карпюка. Что посмотреть на выставке «Долгие дороги войны» в Новом замке


Многое экспонаты переданы музею родными героев войны.

К 80-летию Победы в Гродненском государственном историко-археологическом музее открылась выставка «Долгие дороги войны». Она состоит преимущественно из экспонатов, которые попали в музей уже в нашем веке, а значит, до этого нигде не выставлялись. Многое из представленного было передано музею родными героев войны. Также в экспозиции есть художественные полотна, много фотографий.

На одном из стендов – разворот художественной книги с надписью неизвестной девочки и ее рисунком. «Адчаеныя баі идут сейчас на центральных вуліцах Берліна. Таварыши. Война скора окончится и будет Гітлеру капут. Вот товарышы пасматрыце што делается с Берлінам. Как Гітлер плачет і как его дом горит», – читаем выведенные чернилами слова (орфография сохранена). И ниже – рисунок с горящим зданием, плачущим Гитлером в образе непонятного зверя с хвостом. И «капут» в адрес фашиста.

photo_2025-05-08_13-52-36 - копия.jpg

– Книга была передана в фонды музея Ильёй Борисовым, это уроженец Скиделя, участник войны. Илья Борисов всю жизнь занимался историей Скиделя, собирал информацию. Эта книга из его личной библиотеки. Он говорил, что надпись в ней оставила скидельская девочка в самом конце войны, буквально в последние дни, – пояснил Андрей Вашкевич, заведующий отделом новейшей истории Гродненского государственного историко-археологического музея.

Экспонат, который еще предстоит детально изучить историкам, – дневник Якова Баркунова, комиссара партизанской бригады, который из лепельских лесов полтора года шел в наши края, до Беловежской пущи, где стал комиссаром бригады Белостокского партизанского соединения. В дневнике он описал свое приземление на белорусской земле (после учебы в диверсионной школе в Москве, где обучался вместе с Ольгой Соломовой, Яков Баркунов был заброшен на территорию Беларуси), продвижение на запад, участие в боях, работу по созданию партизанских отрядов. Описано и воссоединение партизанской бригады с войсками Советской армии в июле 1944-го. Дневник отца в прошлом году передала в музей его дочь Лариса Летяго.

photo_2025-05-08_13-52-45.jpg

Более 400 фотографий, отражающих историю кавалерийского корпуса, в котором он служил, содержит альбом Доминика Ивановича Водзинского. Экспонат вместе в некоторыми личными вещами героя передала в музей его вдова. Доминик Водзинский прошел от Сталинграда до Эльбы, участвовал в освобождении Гродно – это историческое событие также запечатлено на снимках.

Отдельный стенд посвящен известному гродненскому писателю Алексею Карпюку. И не столь широко известному нашему земляку Хайкелю Паесу.

photo_2025-05-08_13-52-48 - копия.jpg
Хайкель Паес и Алексей Карпюк

Их имена связаны со штурмом рейхстага.

– Первыми, кто дошел до рейхстага, были части 3-й ударной армии генерала Кузнецова. Символично, что это была именно та армия, которая отступала из Гродно в 1941 году, – рассказывает Андрей Вашкевич. – Среди воинов 756-го стрелкового полка, где служили Егоров и Контария, водрузившие знамя над поверженным рейхстагом, были гродненцы Алексей Карпюк и Хайкель Паес.

Алексей Карпюк был деревенским парнем, которого за помощь партизанам отправили в концлагерь Штутгоф, откуда он сбежал, пробрался назад и основал партизанский отряд имени Кастуся Калиновского. После освобождения Гродно он мог не идти на фронт, но молодой парень отказался от брони. Там, на фронте, он и познакомился с Хайкелем Паесом. Эта дружба сохранилась потом на долгие годы.

Потеряв всех родных (в живых осталась только сестра), Хайкель после освобождения Гродно отправился на фронт. Имея трофейный немецкий фотоаппарат, он много снимал – его фото представлены на выставке. Есть здесь и его фотографии с другом Карпюком. А еще – кадры сражений в Берлине.

Бои за город шли не один день. На карте из экспозиции всего сантиметр отделяет мост Мольтке от рейхстага и далее – резиденции Гитлера. На самом деле – около 500 метров. Казалось бы, так близко. Но чтобы их преодолеть бойцам Красной армии понадобилось пять дней.

Там, на мосту Мольтке, не дойдя всего 500 метров до рейхстага, был тяжело ранен осколком немецкой мины Алексей Карпюк. Чудом выжил, но провел в госпитале четыре месяца. Его друг и земляк Хайкель Паес продолжал войну, по возможности снимал бои.

После войны будущий писатель приехал в Гродно, окончил пединститут. Цена Победы для него – тяжелое ранение, которое давало о себе знать. В конце 40-х ему удалили кусок ребра вместе с осколком. Несколько месяцев назад Валентина Алексеевна Карпюк, его дочь, передала музею среди прочих вещей и этот кусочек ребра, который писатель и его родные хранили как напоминание о войне и пережитом.

Хайкель Паес тоже всю жизнь хранил воспоминания. Он умер в 2005 году, похоронен в Швеции, а на его могиле написано: «Красноармеец Хайкель Паес». Так лаконично и так символично: он считал, что за свою долгую жизнь главное, что сделал, – помог победить фашизм.