Сегодня в мире ощущается серьезная нехватка профессиональных водителей.
Профессионалы в этой сфере ценятся буквально на вес золота. И зарплаты им готовы платить соответствующие. Еще лет 20 назад некоторые аналитики записывали водителей в реестр «умирающих» профессий. Аргумент был один: технологии развиваются так стремительно, что вскоре искусственный интеллект будет управляться с транспортом лучше человека. Мол, автопилоту в грузовике, автобусе или машине такси не нужен отдых, «пахать» он сможет круглосуточно.
Но на практике получилось иначе. Пока беспилотный автомобиль – большая редкость. Удел такой техники – работа на закрытых площадках. Например, трактор в поле, карьерный самосвал. А вот разобраться в хитросплетении городского трафика, правильно отреагировать на порой нелогичное поведение других водителей и пешеходов даже самая умная машина пока не способна. Поэтому и профессионала в ближайшее время она не заменит: разве что станет хорошим помощником в работе.
Но эти разговоры не прошли даром. Сегодня в мире ощущается серьезная нехватка профессиональных водителей. Дефицит специалистов – около 3 миллионов человек. А к 2030 году, говорят аналитики, по всему миру не будет хватать около 7 миллионов шоферов-профессионалов.
– Это сигнал тем, кто только задумывается о профессии либо думает сменить сферу. Профессиональные кадры всегда будут востребованы. Уже сегодня, к примеру, часто встречаются вакансии для водителей с зарплатой в 1,5-2 раза выше средней по стране, – говорит
председатель Межрегиональной ассоциации перевозчиков Оксана Мягкова. – Наша ассоциация объединяет компании, задействованные в перевозках пассажиров, и я, конечно, советую молодым людям присмотреться к профессии водителя.
Популярнее, чем блогер
– Люблю свою профессию именно за общение с людьми. Каждый день новые знакомства, новые впечатления, новые истории, – рассказывает
водитель маршрутки Владимир Шапурко. Он, кстати, своим примером доказывает, что не место красит человека, а человек место. Вы наверняка слышали про него, хотя, возможно, не знаете по имени. Владимира называют самым известным и самым вежливым водителем маршрутки страны.

Он знает всех пассажиров по именам. А еще перед отправлением угощает всех леденцами. Сервис, как признаются пассажиры, будто в самолете. Поэтому многие, проехав с Владимиром один раз, затем покупают билеты именно на его рейсы.
– Пассажир должен не просто добраться из одного места в другое, а получить от поездки удовольствие. Комфорт – это не только ровная дорога, четкое расписание и хороший автобус. Это понятие намного шире. И если поездка начинается с улыбки, то и пройдет она в хорошем настроении, – раскрывает профессиональные секреты Владимир. –
Знаете, когда в конце поездки люди говорят спасибо, то и усталость от трудного пути будто бы уходит. Кстати, благодаря такому подходу к работе Владимир постоянно становится героем соцсетей. Не все привыкли к высокому уровню сервиса, поэтому удивляются такому подходу и спешат поделиться с другими. Кажется, этот водитель может дать фору по популярности и некоторым блогерам. У него тоже есть небольшой видеоблог. Хотите узнать больше водительских секретов? Смотрите его «Путевые заметки».
Впрочем, Владимир специально не ищет славы. Просто старается выполнять свою работу хорошо.
– Мое мнение, что водитель автобуса, маршрутки, такси – это лицо компании, города, а иногда и страны. Так бывает, что он первый человек, которого встречают иностранные гости и туристы в Гродно, Минске или в аэропорту. И если водитель будет вежливым и приветливым, то и первое впечатление о стране будет хорошим, а вот один грубиян может на корню разрушить все усилия по формированию положительного имиджа, – объясняет водитель значимость своей профессии.
Не фильм, а жизнь
По словам нашего героя, трасса и автобус на ней часто становятся декорациями для сюжетов, которые подошли бы к захватывающим фильмам. Например, он сам стал участником истории, напоминающей знаменитую «Иронию судьбы». Как-то под Новый год в маршрутку, которая буквально через минуту отправлялась от перрона столичного автовокзала, вбежала запыхавшаяся девушка. Она спросила, есть ли билеты, и тут же заняла свободное место…
В середине пути водитель рассказал, где в Гродно будут остановки.
– И тут я услышал испуганный голос. Девушка спрашивала, почему мы едем в Гродно, а не в Гомель?! Оказывается, она в спешке перепутала название городов, – вспоминает Владимир.
– Не оставлять же ее на половине пути на трассе! Поехали в Гродно. По дороге она успела и поплакать, и посмеяться над своей невнимательностью. А потом решила, что это шанс полюбоваться ночным Гродно в новогодней иллюминации. Приехали мы в город ночью. А ближайшая маршрутка обратно была уже под утро: помог ей забронировать билет до Минска, а заодно объяснил, с какого места в столице отправляется транспорт на Гомель.
Такие истории – еще один повод любить профессию.
Разве можно получать такие впечатления, если проводить дни в душном офисе? – задает риторический вопрос собеседник.
Повысить престиж профессии
Главным стимулом при выборе профессии остаются уровень доходов и престижность работы.
– Зарплаты у водителей растут. А за настоящего профи работодатели готовы конкурировать. Но надо трудиться и над повышением престижа профессии водителей. Когда-то про них даже фильмы снимали. Вспомните, например, в «Королеве бензоколонки» водитель автобуса в форме был похож на летчика. Сегодня чаще всего человека, сидящего за рулем маршрутки, воспринимают в другом ключе. Необязательно наряжать всех водителей в костюмы-тройки и бабочки, но уделить внимание их внешнему виду должны и работодатели, – говорит Оксана Мягкова.
Где научат?
Сегодня проблемы в том, чтобы пройти подготовку на водителя любой категории, в Гродно нет. На выбор и государственные, и частные школы. Можно, например, подобрать нужный график, почитать отзывы и найти хороших преподавателей и грамотных инструкторов, которые подготовят не только к сдаче экзамена в ГАИ, но и к реальной работе.

Кстати, есть еще более интересные варианты. Некоторые работодатели сами готовят для себя кадры: в этом случае будущий водитель автобуса сможет рассчитывать даже на стипендию на время учебы.