Кто сказал, что профессия моя — мужская?


А ПОЧЕМУ ДЕВОЧКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЭЛЕКТРИКОМ?

электромонтёр Светлана Григенча.JPGЭлектромонтёр по ремонту обмоток и изоляции электро­оборудования ЦРОЭ Светлана Григенча:

— По окончании школы я собиралась связать свою професси­ональную жизнь с газовым хозяйством. Однако в Гродненском химико-технологическом колледже мне рассказали о специаль­ности «Электрооборудование промышленных предприятий» и аргументировали: после обучения я всё ещё буду несовершенно­летней, а значит, не смогу пока работать в газоснабжении. Это повлияло на моё решение. Во время обучения мне особенно нрави­лись лекции, которые касались электромашин и электротехники.

После учёбы в 1986 году молодым специалистом я пришла в ОАО «Гродно Азот» в электроцех, нынешний ЦРОЭ. Моим первым и самым главным учителем стала Галина Антонова, которая работала с момента пуска цеха. Она сыграла большую роль в становлении меня как грамотного специалиста: передала мне все свои знания, верила в меня и поддерживала.

Вспоминаю, как проходили мои первые рабочие будни и могу сказать, что было нелегко: страх неизвестности, физическая усталость и неподъёмные детали. А сейчас стою здесь, перед вами, спустя 39 лет. За эти годы я не раз убеждалась, что сделала верный выбор, когда доверилась интуиции.

Светлана Георгиевна на своём рабочем месте во время интервью занималась заменой об­мотки у катушек, которые привезли на ремонт из филиала «Завод Химволокно». Лёгкость и уверенность её действий при разборке сложного оборудования достойна восхищения. После её рук техника служит ещё не один год без перебоев, демонстрируя надёжность, подтверждая высокий уровень профессионализма работника, вложенного в каждую деталь.

В этом году Светлана Георгиевна уходит на заслуженный отдых. За десятки лет работы «Гродно Азот» стал любимым и незаменимым предприятием, которому она, несомненно, желает процветания и развития. С этой целью ветеран труда ОАО «Гродно Азот» Светлана Григенча передала опыт недавно пришедшему в ЦРОЭ специалисту.

электромонтёр Алеся Душалиева.JPGРечь идёт об электромонтёре по ремонту обмоток и изо­ляции электрооборудования ЦРОЭ Алесе Душалиевой. О том, почему она выбрала такую нестандартную профессию и как отреагировали родные и близкие, говорит с улыбкой:

— В 9 классе пришло время задуматься о своём будущем. Мне хорошо давалась физика и математика, а тема электричества была особенно увлекательной. Поэтому я поступила в Гроднен­ский государственный политехнический колледж. Столкнулась с частичным непониманием окружения, но твёрдо стояла на сво­ём. «Почему девочка не может быть электриком?», — спрашивала я. И да, в группе я оказалась единственной девушкой среди парней. Это не помешало мне окончить обучение с красным дипломом.

На «Азот» Алеся пришла не сразу, за её спиной 2 года работы мастером в колледже, кото­рый она окончила. Со временем Алеся Руслановна поняла, что обнаружение и устранение не­исправностей, замена повреждённых или изношенных деталей, соблюдение правил техники безопасности при работе с электрическим оборудованием — именно то, в чём она нашла для себя истинное призвание, ведь каждый рабочий день приносит удовлетворение от успешно выполненного ремонта, который гарантирует надёжную и безопасную эксплуатацию элек­трооборудования.

— В цехе по ремонту и обслуживанию электрооборудования производств капролактама, ам­миаков, карбамидов работаю с июля прошлого года. Моим наставником стала Светлана Геор­гиевна Григенча, которая научила меня не бояться оборудования и не сдаваться, если что-то не получается с первого раза, подходить к ремонту нестандартно и прилагать к этому все усилия.

На этом Алеся Душалиева не остановилась: сейчас она совмещает работу с заочным обу­чением в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы по специально­сти «Информационная измерительная техника», что красноречиво свидетельствует, что у девушки всё ещё впереди.

машинист Тамара Богдан.pngВ ремонтно-механическом цехе со своего рабочего места спускается машинист крана Тамара Богдан.

Что не редкость у азотовцев, сначала Тамара Гендриговна определилась с предприятием, на котором хотелось бы работать, а потом уже и с професси­ей. На «Азот» пришла после окончания Гродненского политехнического техникума по распределению оператором станков программного управления, кстати, одновременно с мужем. Николай Николаевич Богдан в цехе сульфата аммония работает слесарем-ремонтником.

— Мы с супругом хотели работать на таком престижном предприятии, как «Гродно Азот». Я пришла молодой девушкой, коллектив был мужской, но меня приняли, поддержали и обучили. В профессию — машинист крана — тоже пришла не сразу. Успела поработать шлифовщиком на шлифовальном участке, а в 1998 году обучилась новой профессии — машинист крана.

Тамаре Гендриговне приходится часто работать с установкой нестандартного, крупногабаритного оборудования, выполнять погрузочно-разгрузочные работы с помощью крана, осматривать стропы, при работе необходимо чётко выполнять сигналы стропальщика, а при разгрузке нестандартных грузов — команды лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Управление краном требует значительных физических усилий, Тамара Богдан никогда не боялась высоты, а самым интересным процессом на производстве для неё является демонтаж крупногабаритного металлорежущего оборудования при помощи двух кранов, где необходима слаженная работа двух крановщиков. Это ли не доказатель­ство, что женщинам под силу любые задачи?!

слесарь-ремонтник Юлия Герасимович.JPGСлесарь-ремонтник 4 разряда цеха капролак­там-2 Юлия Герасимович пришла на предприятие буквально три недели назад, её история только начи­нается, но от этого она не менее интересная.

В жизни каждого школьника наступает перелом­ный момент, когда необходимо определиться с про­фессией и не ошибиться. По совету тёти Юля поступи­ла в Гродненский технологический колледж, получила специальность «техник-механик» и, успешно пройдя про­изводственные практики на «Гродно Азоте», вернулась на предприятие молодым специалистом. Надо сказать, что вы­бором будущей профессии она удивляла даже преподавателей.

— Сейчас адаптируюсь на первом рабочем месте, в чём помогает весь мужской коллек­тив. Я нахожу в своей профессии интересные вызовы и возможности для роста, хотя мно­гим девушкам эта работа кажется сложной и непонятной, — с гордостью говорит Юля.

Производственные задачи Юлии Герасимович — обнаружение и определение при­чины поломок оборудования, замена изношенных или сломанных частей механизмов, монтаж и демонтаж деталей. Слесарь-ремонтник — хрупкая девушка, которая разби­рает крупногабаритное оборудование с целью обнаружения его поломки!

аппаратчик Диана Мосько.JPGАппаратчик 6 разряда цеха ГАС Диана Мосько не боится труд­ностей. Сегодня она занимается управлением и контролем за техно­логическими процессами, обеспечивая точное выполнение установ­ленных требований.

В начале трудовой деятельности производственные задачи Дианы были связаны с непосредственным взаимодействием с оборудованием:

— По специальности я «Инженер-химик-технолог». Когда переехала в Гродно, работала на Гродненском мясокомбинате. Мой муж, будучи уже в рядах азотовцев, рассказывал о каждодневных задачах и о коллективе, ко­торый стал для него второй семьёй. Его рассказы были полны гордости за свою работу, и мне захотелось стать часть большой команды ОАО «Гродно Азот».

Так Диана пришла в цех ГАС аппаратчиком 4 разряда. Именно разряд влияет на производственные задачи и профессиональный функционал. На начальном этапе это была работа в отделении стадии окис­ления аммиака, регулирование арматуры при приёме воды оборотной и водяного пара, включение на­сосов и газодувок, регулирование нагрузок при перекачивании технологических сред (воды, пара, кислот), ведение технической документации. А если учитывать, что ГАС — цех взрывоопасный, то ответственность в разы возрастает.

И только пройдя все эти этапы, повысив разряд, девушка тяжёлый физический труд сменила на выполнение умственных задач, где уровень ответственности остался таким же высоким.
/Гродненский химик, фото Виктории Скрунды/