В потребительскую корзину жителя Принеманья входят товары повседневного спроса.
Средний чек в магазинах вырос, а набор продуктов в корзине жителей Принеманья поменялся. Корреспондент «ГП» узнавала ситуацию на потребительском рынке Гродненщины.
Продовольственная корзина
В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечен в календаре 15 марта, в управлении торговли и услуг Гродненского облисполкома озвучили актуальную статистику. В области зарегистрировано более 13 тысяч торговых объектов. 6,4 тысячи – магазины, 65% из них – непродовольственные, а 35% – продовольственные.
Начальник управления торговли и услуг Гродненского облисполкома Ольга Карачун отметила, что в потребительскую корзину жителя Принеманья традиционно входят товары повседневного спроса. Для одной группы людей это может быть молоко, мясо, кефир, творог и хлеб, а для другой – йогурты, сырки и хлебцы как альтернатива хлебу, овощи и фрукты.
Согласно статистическим данным, за прошлый год гродненская семья съедала в год 90 кг мяса, 58 кг картофеля, 90 кг овощей и бахчевых и 68 кг фруктов и ягод. В 2023-м году среднестатистический житель региона в сутки потреблял порядка 2749 килокалорий. Это самый высокий показатель по республике.
Понять, сколько денег уходит на покупку всего самого необходимого, помогает средний чек. В 2024 году для продуктовых магазинов Гродненского облпотребобщества он составил 9,73 рубля. По сравнению с аналогичным предшествующим периодом чек вырос на 51 копейку. Один поход в непродовольственный магазин для жителя Принеманья обошелся в 46 рублей, что на 3 рублей больше, чем в 2023 году.
Неудивительно, ведь увеличился и уровень дохода. В 2019 году уровень дохода населения Гродненской области составлял 652,2 рубля на душу населения. В 2023 году этот показатель вырос до 1079,8 рубля, сообщило Главное статистическое управление Гродненской области. К слову, в 2024 году 37,6% семейного бюджета у жителей Гродненщины уходило на покупку продуктов питания. На непродовольственные товары, включая одежду и бытовую технику, они тратили 37% от всех расходов.
Товары – в каждый дом
Ольга Карачун отметила, что у потребителей появляются новые привычки. Современный потребитель все чаще выбирает онлайн-шопинг благодаря его удобству, широкому ассортименту и возможности сравнения цен.
– Если ранее решения о покупке основывались на традиционной рекламе и рекомендациях близких, то сейчас значительное влияние на выбор оказывают социальные сети. Рекомендации блогеров и обзоры в интернете стали важными источниками информации при принятии решения о покупке, – считает Ольга Карачун.
Доступность товаров в стране обеспечивают и для жителей деревень. Развитию торговой инфраструктуры в сельской местности способствует Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения». В сельской местности Гродненской области работают 853 магазина и 150 автомагазинов. Основным поставщиком товаров для жителей деревень является Гродненское облпотребобщество. Предприятие обслуживает порядка 3 тысяч населенных пунктов. Гродненское облпотребобщество постоянно обновляет парк автомагазинов, чтобы улучшить доступность товаров для сельского населения. Только в прошлом году приобрело 19 новых. Обеспечивают продуктами деревни также автомагазины ООО «Евроторг», ОАО «Птицефабрика «Дружба», ЧУП «Анавир», КСУП «Гирки», ЧУП «Зенкевич», ЧТУП «Динтори» и другие.
– Согласно поручению Главы государства мы активно привлекаем новые субъекты хозяйствования для расширения торговой инфраструктуры в сельской местности. Только в прошлом году в мало- населенных пунктах открылось более 30 новых торговых точек, – подчеркнула начальник управления торговли и услуг Гродненского облисполкома. – Уровню торгового обслуживания жителей сельской местности уделяется пристальное внимание: качеству, скидкам, возможности размещения заявок на любой ассортимент. Это касается не только продуктов, но и промышленных товаров. Привлекается и частный бизнес, создаются возможности работать в месте, где живешь.
Защита прав покупателей
В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей в ТРК «TRINITI» 14 марта организовали консультацию опытных специалистов управления торговли и услуг облисполкома. Специалисты отвечали на любые вопросы, рассказывали о том, как защитить интересы при покупке товаров и услуг, а также объясняли, какие шаги предпринять в случае нарушения ваших прав. Посетители смогли узнать о последних изменениях в законодательстве, касающихся защиты прав потребителей, и о том, как они могут повлиять на ваши покупки.
В Беларуси потребители обладают рядом прав, которые защищены Законом «О защите прав потребителей». Все продукты, которые мы при- обретаем, должны соответствовать установленным стандартам и не представлять угрозы для здоровья и жизни. Если же покупатель столкнулся с некачественным товаром, у него есть право вернуть его и получить обратно свои деньги, заменить его аналогичным товаром или потребовать устранения недостатков безвозмездно. Кроме того, если некачественный товар причинил ущерб, потребитель имеет право на возмещение этого ущерба.
Как рассказали в управлении торговли и услуг, в течение 2024 года в области рассмотрено 257 обращений, из них 163 – по вопросам розничной торговли, бытовых услуг – 77. Подано исков в суд 22, удовлетворили почти все из них. Материальный вред по указанным искам возместили на сумму 74 605 тысяч рублей. Вынесли 3 предписания и составили 19 протоколов. Участники спора все чаще приходят к соглашению до суда.
– Сколько покупателей, столько и мнений. На покупательскую оценку влияет ряд факторов, и главные из них по-прежнему цена и качество. Это правило работает и в онлайн-торговле. Только здесь во внимание принимаются отзывы по уже совершенным покупкам, – рассказала Ольга Карачун.
Если потребитель считает, что его права были нарушены, он может обратиться за помощью к специалистам отдела торговли и услуг местных исполкомов, в общественные объединения по защите прав потребителей или суд.