Технологический колледж УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» является базовым учреждением образования ОАО «Гродно Азот» по многим специальностям. Одна из таких — «монтаж и эксплуатация электрооборудования». Наши руководители и специалисты активно взаимодействуют с колледжем в части подготовки будущих электромонтёров. Служба главного энергетика принимает активное участие в подготовке молодых специалистов, создавая среду, ориентированную на практическое освоение профессии. Так, в 2025 году главный энергетик Алексей Иванов возглавил единую государственную квалификационную комиссию колледжа по специальности «монтаж и эксплуатация электрооборудования». В ходе общения с руководством колледжа было принято решение о необходимости совершенствования подходов обучения молодых специалистов с упором на расширение практической подготовки и адаптацию учебных программ к требованиям производства.
Новые подходы к подготовке специалистов
В 2025 году отдел главного энергетика совместно с отделом подготовки кадров разработал новые подходы в подготовке молодых специалистов. В период с 19 по 30 мая преподаватели колледжа проходят стажировку на производственных площадках, следуя программе, разработанной службой главного энергетика при участии квалифицированных специалистов ОАО «Гродно Азот». Пересмотрены подходы к организации производственной практики учащихся, что даст им понимание структуры организации обслуживания и ремонта электрооборудования на предприятии.
Подготовка к обучению: проведение оперативного совещания
Перед началом образовательной программы главный энергетик провёл оперативное совещание с руководителями основных направлений электротехнических служб, преподавателями и студентами колледжа, где обсуждались вопросы оптимизации взаимодействия между предприятием и колледжем, включая стажировку преподавателей на производстве, организации производственной практики, предусматривающей поэтапное знакомство студентов со структурой эксплуатации и обслуживания всех типов электрооборудования ОАО «Гродно Азот». Алексей Семёнович рассказал о предоставляемом предприятием социальном пакете, о льготах при трудоустройстве, условиях медицинского страхованиях, возможностях карьерного роста и других формах поддержки молодых работников. Сделан акцент на соблюдении норм безопасности в процессе практических занятий, а также на контроле посещаемости с применением электронных пропусков на период прохождения производственной практики.
В ходе совещания назначены ответственные руководители, которые будут курировать обучение студентов по каждому направлению. По итогам встречи был утверждён детальный план мероприятий, включающий экскурсии, практические лекции и индивидуальное закрепление студентов за специалистами по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Структура ознакомительных мероприятий
Первый этап включает ознакомление с порядком проектирования систем электроснабжения на базе проектного управления. Инженер-проектировщик Светлана Козел рассказала учащимся о технических требованиях, принципах и особенностях проектирования систем электроснабжения, подборе коммутационных аппаратов и проводниковой продукции. Второй этап — ознакомление со структурой ЦРОЭ. Начальники служб Виктор Лукашев и Александр Кожемякин, начальники участков Александр Кулик, Валентин Бырда, Кирилл Малец, Илья Толкачёв, Валентин Сморщек, Дмитрий Сморщек ознакомили учащихся с оперативно-диспетчерским управлением электрослужбы предприятия, принципом ремонта кабельных изделий, испытанием электротехнического оборудования и коммутационных аппаратов, с методами ремонта и обслуживания электрических машин (электродвигатели, трансформаторы), рассмотрели устройство и принцип работы асинхронных электродвигателей, синхронных машин, двигателей постоянного тока, трансформаторов. Также продемонстрировали способы замены обмоток электродвигателей, методы ремонта подшипниковых узлов. Рассмотрели разновидности смазочных материалов для различных типов подшипников. Особое внимание уделялось охране труда при проведении работ. Третий этап — ознакомление с РМП. Ведущий энергетик Александр Латош рассказал о роли подразделения в составе ОАО «Гродно Азот», о структуре службы энергетика ремонтно-механического производства. Ребят познакомили с металлообрабатывающим оборудованием, грузоподъёмными механизмами, освещением, электрическими подстациями, распределительными пунктами, расположенными в корпусах №201, 210, 212. Наглядно продемонстрировали электрические схемы металлообрабатывающих станков и распределительных пунктов с разбором назначения установленных аппаратов, средства защиты, используемые в электроустановках. Четвёртый этап — ознакомление с электрооборудованием производственных цехов. Практикантам организовали экскурсию в цехи карбамид-4, карбамид-3, водоснабжение под руководством старших мастеров Дмитрия Каплича, Александра Каплунова, Сергея Болотова. В ходе экскурсии учащиеся узнали об основных стадиях технологии производства карбамида, посетили центральный пульт управления, где им продемонстрировали автоматизированную систему управления производства карбамида, водооборотных циклов. При посещении отделения компрессии учащиеся охотно задавали вопросы об устройстве синхронного электродвигателя поз. К-104 мощностью 4,8 МВт. Устройство синхронных электродвигателей ребята до этого изучали по учебникам и электродвигатель такой мощности увидели впервые. На экскурсии по подстанции 6кВ рассказали об особенностях схем электроснабжения химических производств, о том, что значительная часть потребителей электроэнергии относится к первой категории надёжности электроснабжения, которая подразумевает наличие двух независимых источников электроснабжения. Большой интерес у ребят вызвала демонстрация поточнотранспортной системы транспортировки карбамида складского корпуса цеха карбамид-4. Учащимся в понятной форме были объяснены принцип работы и взаимные блокировки механизмов скребкового конвейера поз. ПТ-2508.
Закрепление знаний и перспективы
После завершения общего курса практиканты распределяются по цехам, где под руководством специалистов по ремонту и обслуживанию электрооборудования проходят практические занятия согласно программе обучения. По окончании производственной практики студенты пройдут анкетирование в отделе подготовки кадров. Это даст возможность выявить наиболее эффективные подходы к профессиональной подготовке и определить направления для дальнейшего совершенствования учебного процесса. Тесное сотрудничество с учреждениями образования помогает не только обучить студентов, но и увлечь их, сделать подготовку максимально приближенной к реальной практике. Это позволит получить квалифицированные кадры, которые с энтузиазмом придут работать на наше предприятие.
/Гродненский химик/