
Данные правят миром
Поисковики, социальные сети, разнообразные коммерческие и бытовые приложения, маркетплейсы и в целом цифровая экосреда уже являются не каким-то фрагментарным новационным баловством. За считаные годы они превратились в инфраструктурные проекты, которые могут и влияют на развитие тех или иных отраслей экономики.
В современном цифровом мире любые большие данные являются критически важными. Смартфон знает о нас больше нас самих. Приложения и компании, которые предоставляют электронные услуги, скрупулезно фиксируют все наши действия: что покупаем, по каким адресам ездим на такси, какое меню предпочитаем, какие фильмы смотрим… Такие всеобъемлющие данные позволяют создать индивидуальный профиль буквально любого пользователя. И на этом зарабатывать: делать персональные предложения, от которых невозможно отказаться.
Базы персональных данных становятся очень ценным товаром. Их объем и полнота – ключевое конкурентное преимущество цифровых экосистем. Конкуренцию выигрывает не самый быстрый, дешевый, удобный, а та корпорация, у которой есть информация о большем количестве реальных (и потенциальных) клиентов и более полные данные о них. Четко прописанные детали персональных профилей позволяют включать широкий инструментарий персонального маркетинга.
Интернет-торговля прирастает
В Беларуси электронная коммерция развивается очень динамично. Во-первых, для этого есть прекрасная инфраструктура. Во-вторых, страна обладает достаточным интеллектуальным потенциалом для развития новых решений. И та же интернет-торговля стабильно прирастала последние лет 15. Но наиболее сильно выстрелила в последние два-три года. Конечно, пандемия подогрела интерес потребительской аудитории к различным формам удаленного обслуживания. И к тому же на наш рынок стали активно выходить зарубежные компании.
С одной стороны, это благо для нас. Происходит развитие потребительского рынка и услуг. Появляются новые решения. Повышается конкуренция, которая всегда является дефляционным фактором.
Но с другой – есть и определенные риски. Потенциально существует угроза, что в среднесрочной перспективе компании с иностранным капиталом будут играть первую скрипку на рынке цифровых систем. И, соответственно, в значительной степени контролировать некоторые сегменты рынка услуг, а также товарные потоки.
Совершенно логичным выглядит стремление создать популярный национальный маркетплейс, а также цифровую экосреду, чтобы отечественные сервисные компании могли уравновесить реальное и потенциальное иностранное влияние. Но здесь нужно понимать, что белорусский внутренний рынок относительно небольшой. И исключительно национальным игрокам сложно на нем окупить инвестиции, необходимые для формирования тех же баз персональных данных.
Теоретически этой проблематикой могли бы заняться наши крупные банки, у которых уже есть широкая клиентская база. Но для них это не совсем профильный бизнес. Поэтому в нашей конфигурации координат пока сложно представить, чтобы финансовый сектор взялся за внедрение торговых, транспортных и других сервисов. Хотя это перспективная идея.
База в приоритете
Логика подсказывает, что нужно больше внимания уделять теме персональных данных. Не только с точки зрения охраны интересов пользователей – с этим в Беларуси все в порядке. Эксцессы случаются, но в намного меньших масштабах, чем в среднем по континенту. При этом сегодня информация является ценностью. И данный стратегический ресурс должен работать на национальную бизнес-среду. Напрашивается даже такой ход: формирование национальной базы персональных данных, которую бы были обязаны на тех или иных условиях пополнять все участники электронной коммерции независимо от географического происхождения капитала. К тому же участники рынка в дальнейшем смогут на определенных условиях подключаться к этой базе. И тогда в цифровой экономике больше будут участвовать и малые, и средние компании.
Подход нестандартный, но он поможет решить сразу несколько задач. Во-первых, усилить на рынке реальную конкуренцию. Во-вторых, базы персональных данных не будут принадлежать исключительно определенным субъектам хозяйствования. И даже если кто-то из них решит уйти с рынка, то этот неприятный факт окажет минимальное влияние на цифровую сервисную инфраструктуру. Место исчезнувшей компании займут другие игроки.
Big Data – основа современной электронной коммерции. И все эти большие данные должны в идеале находиться в национальной юрисдикции.
КОММЕНТАРИЙ ПО СУЩЕСТВУ
Андрей Гаев, директор Национального центра защиты персональных данных:
– Действительно, с развитием технологий значение личной информации кратно возросло. Она является катализатором, «топливом» для все большего количества процессов, конечный объект которых – человек. При этом, наряду с благами современной цивилизации, пришли и новые, доселе неизвестные вызовы и риски как для отдельного человека – носителя личной информации, так и для общества и государства в целом.
Не случайно неправомерные действия с персональными данными названы одними из угроз национальной безопасности. Поэтому государство гарантирует создание условий для защиты и безопасности личности и общества при их использовании.
По сути, персональными данными являются любые сведения о человеке, позволяющие выделить его из множества других людей и воздействовать на него. И это совсем не обязательно только фамилия, имя и адрес проживания. История покупок в интернете, комментарий в сети, собираемые смартфоном сведения о перемещениях человека – это тоже личные данные. Постоянно появляется новая информация, характеризующая человека, его деятельность, уклад жизни, и ее перечень не является закрытым.
Сама сущность слова «персональные» говорит о том, что такие данные относятся к человеку и принадлежат только ему. И если, конечно, речь не идет о превалирующих интересах общества и государства, регулируемых законом, только сам человек вправе распоряжаться ими.
Это в полной мере относится к сфере торговли и услуг. Именно человек сам должен решать, с кем он готов сотрудничать и кому передать для обработки свои личные данные, а кому – нет. Иначе, собрав сведения о нем, например, в единый ресурс и дав доступ к нему разным субъектам, получается «торговля» сведениями о человеке помимо его воли.
В условиях наличия в стране значительного количества различных информационных ресурсов создание нового, аккумулирующего в себе огромные массивы персональных данных ресурса, видится нецелесообразным. На нем будет фактически продублирована информация из действующих массивов, создаваемых для решения конкретных госзадач (регистр населения, единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и другие). При этом жизнь будет требовать включения в него все новых и новых сведений.
Кроме того, создание такого ресурса неизбежно повлечет интерес к нему мошенников и других деструктивных сил, увеличит риск утечек и в целом создаст дополнительные угрозы национальной безопасности, приведет к серьезным финансовым затратам на его содержание и принятие мер по защите информации.
Полностью закрыть возможность обработки чувствительных данных о гражданине организациями другой страны нельзя, ведь сам человек может, например, дистанционно купить товар на зарубежном маркетплейсе или авиабилет у иностранной компании.
Поэтому государством в национальных интересах принимаются правовые и организационные меры, направленные на локализацию данных, то есть их обязательную обработку (иногда только хранение) на оборудовании, размещенном в пределах государственных границ, в том числе с целью обеспечения информационного и технологического суверенитета.
Согласно Указу Главы государства от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» реализация в нашей стране товаров, выполнение работ, оказание услуг должны осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Беларуси с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории страны и зарегистрированных в установленном порядке.
Постановлением Правительства от 31 декабря 2024 г. № 1074 предусмотрена необходимость учета при разработке программного обеспечения требований законодательства о персональных данных.
Также Национальный центр защиты персональных данных внес предложения о закреплении на законодательном уровне требования о локализации на территории нашей страны обработки персональных данных, относящихся к охраняемой законом тайне (врачебной, нотариальной и других), биометрических и генетических персональных данных, а также личной информации несовершеннолетних.
Владимир Волчков, « Рэспубліка», 8 августа 2025 г.
Источник: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2025/august/89742/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь